В 1972 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды (World Environment Day) и призвала правительства и организации системы ООН ежегодно проводить в этот день мероприятия, подтверждающие их стремление к сохранению и улучшению окружающей среды. Выбор даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
В Приднестровье этот памятный день совпадает с профессиональным праздником работников Государственных природоохранных органов и отмечается как сотрудниками профильных ведомств, так и экологическими НПО. Однако любая памятная дата это нелишний повод задуматься о нерешённых экологических проблемах республики, а их у нас немало.
К хроническим экологическим проблемам региона можно отнести критическую ситуацию в сфере управления бытовыми и промышленными отходами. В настоящий момент в регионе действуют лишь 5 организованных полигонов для складирования ТБО, из которых в удовлетворительном состоянии находится лишь Рыбницкий полигон. Тираспольский полигон находится на грани заполнения, а Бендерский уже переполнен в шесть раз, Дубоссарский полигон эксплуатируется, с нарушением норм и правил действующего законодательства ПМР, а на полигоне ТБО в Каменке регулярно регистрируются случаи возгорания отходов, что приводит к интенсивному загрязнению атмосферного воздуха диоксинами. В силу отсутствия в регионе полигонов для складирования промышленных и биологических отходов (как исключение полигон ТБО в Каменке), нередкими «жильцами» на наших полигонах становятся опасные промышленные отходы (в т.ч. ядохимикаты, устаревшие пестициды и другие СОЗы) и трупы, отстреленных коммунальными службами, бродячих животных. Так, по оценкам экспертов, только в 2009 году, на Бендерский полигон ТБО было вывезено и захоронено около 30 тонн трупов животных. Аналогичная практика применяется и на других полигонах республики. В остальных районах ПМР отходы размещаются на стихийных или разрешённых свалках, что наносит существенный вред окружающей среде и здоровью населения.
Серьезную опасность для здоровья человека и окружающей среды представляют агрохимикаты и пестициды с истекшим сроком хранения. По данным Республиканского центра гигиены и эпидемиологии, общий объем пестицидов с истекшим сроком хранения (в т.ч. и неидентифицированных) составляет более 100 тонн. До сих пор, не решена проблема вывоза с территории Рыбницкого цементного завода 928 тонн высокотоксичных кислых гудронов, которые в 2003 году были ввезены в Приднестровье под видом альтернативного топлива. Не менее сложная ситуация сложилась в области водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение на территории республики сегодня обеспечивают около 600 артезианских скважин и более 2500 действующих колодцев. Более 95% скважин были построены в 60-80е годы и около 30% из них не соответствуют санитарным нормам, в том числе и по качеству воды. Так в городах Бендеры и Тирасполь из проб воды, взятых из артезианских скважин на глубине 80-90 метров, высевают E. coli, а в ряде скважин Дубоссарского района зафиксировано превышение ПДК по нитратам в 2-10 раз. Часть артезианских скважин, в основном сельских и ведомственных, заброшено или находится в аварийном состоянии. Особую обеспокоенность внушает качество воды в ведомственных и сельских водопроводах, шахтных колодцах и родниках. Большинство из них, по своим химическим и микробиологическим характеристикам не соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям. Сельское централизованное водоснабжение и канализация, которое функционировало в Советское время, практически разрушено. Села перешли на колодезное водоснабжение, и только отдельные объекты имеют свои скважины и пользуются подземным водоснабжением без системы обеззараживания.
Из 61 работавших ранее водоочистных сооружений эксплуатируются только 7, это очистные сооружения Тирасполя, Бендер, Рыбницы, Днестровска, консервного завода г. Каменка и посёлка Первомайск. Работу очистных сооружений г. Дубоссары нельзя считать удовлетворительной, т.к. в системе очистки полностью отсутствует биологическая очистка сточных вод, что приводит к сбросу в реку Днестр неочищенных сточных вод. Работа локальных очистных сооружений в сельской местности практически сведена к механической очистке. В плачевном состоянии находятся малые реки региона, по берегам которых, как грибы, растут стихийные свалки, а воды используются для сброса коммунальных стоков и организации частных прудовых хозяйств. Учёные и экологические НПО Приднестровья продолжают бить тревогу по поводу изъятия, в коммерческих целях, из русла Днестра песчано-гравийной смеси (ПГС), играющей важную роль в очистке вод реки и создании условий для нереста рыбы. Если мы хотим, чтобы наша страна имела позитивный международный имидж, она должна вести себя цивилизованно на трансграничных водах.
Заслуживает особого внимания состояние земельных и лесных ресурсов ПМР. Очень часто принимающие решения забывают люди, что земля и леса — это не только ценный природный ресурс и товар, но и невосполнимое богатство региона, являющаяся средой обитания для многих видов растений и животных. Нерациональное землепользование, нарушение агротехнических правил и севооборота приводит к деградации и снижению плодородия почв. По разным оценкам процессами деградации различной степени затронуто порядка 20-35% всех сельскохозяйственных угодий региона. В процессе землепользования на территории Приднестровья значительно уменьшилась площадь лесов. К настоящему времени общая площадь лесов региона составляет 36,4 тыс. га, в т.ч. покрытая лесом – 23,5 тыс. га, или 8,3% . Если в 1945 году на территории региона было 6,1 тыс. га естественных лесов, то в 1985 году их осталось всего около 3,2 тыс. га. Уменьшению площади естественных лесов способствовала не только их вырубка с целью отвода земель под сельхозпользование, но и применявшаяся технология лесовосстановления, использование площади под временное сельхозпользование, незаконные рубки и выпас скота. В чём причина того, что перечисленные выше проблемы не решаются или решаются неэффективно? Их несколько, прежде всего это низкая приоритетность вопросов экологической безопасности в государственной политике ПМР; недостаточно эффективное экологическое законодательство; отсутствие стратегического видения, чётких приоритетов и последовательности действий в экологической политике государства; недостаточное финансирование, а также слабый кадровый и научно-технический потенциал профильного министерства и подведомственных ему учреждений. Подтверждением низкой значимости экологических проблем в политике государства является хотя бы тот факт, что в Послании Президента к органам законодательной и исполнительной власти ПМР природоохранные приоритеты отсутствуют. Ситуация усугубляется фактическим отсутствием в республике природоохранного ведомства. Реорганизация Министерства природных ресурсов и экологического контроля в Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов привела к снижению природоохранного потенциала ведомства, ослаблению функций государственного экологического мониторинга и контроля, снижению кадрового потенциала. Напрашивается сравнение с ситуацией 2004 года, когда под предлогом реформирования АПК было упразднено Министерство сельского хозяйства. За семь лет был практически утрачен контроль над земельными ресурсами и продовольственной безопасностью в республике. И вот мы опять наступили на те же самые грабли, но уже при решении судьбы природоохранного ведомства Приднестровья. Вопрос, будет ли природа терпеть семь лет?
Иван Игнатьев НПО «Экоспектр»